Телефон приёмной:
8 (47246) 5-17-44


Борисовский ДСО » Бережливое управление

Реализация бережливых проектов

 В рамках внедрения технологий бережливого управления в деятельность учреждений социального обслуживания области, ГБСУСОССЗН «Борисовский дом социального обслуживания» выступает в роли площадки-образца. В 2019-2021 гг. на базе учреждения успешно реализованы пять бережливых проектов.

«Оптимизация ежедневного осмотра получателей социальных услуг в рамках предоставления социально-медицинских услуг»

В 2019 году в учреждении успешно реализован проект «Оптимизация ежедневного осмотра получателей социальных услуг в рамках предоставления социально-медицинских услуг», который был в дальнейшем представлен на Фабрике процессов в проектном отделе управления социальной защиты населения  области.

В рамках предоставления социально-медицинских услуг ежедневный осмотр проживающих в учреждении пожилых граждан и инвалидов является наиболее значимым, так как от его полноты и своевременности во многом зависит состояние физического и психического здоровья.

Ежедневный осмотр получателей социальных услуг в стационарном учреждении включает в себя несколько многократно повторяющихся микропроцессов и занимает существенную часть рабочего времени медицинского персонала. Процесс является трудоемким так как одна медицинская сестра обслуживает около 100 человек.

Цель проекта – сокращение время протекания процесса не менее чем на 25 %, повышение качества предоставления социальных услуг.


В рамках реализации проекта были приобретены бесконтактные термометры для ежедневной утренней и вечерней термометрии, оборудован кабинет врача-психиатра в непосредственной близости к медицинским постам и отделениям, актуализированы формы журналов, сократилось количество документации, заполняемой медицинскими сестрами, утвержден порядок проведения ежедневного осмотра.


Данный проект был тиражирован для использования в работе другими стационарными учреждениями социального обслуживания.

«Оптимизация процесса стирки нательного белья, одежды и постельных принадлежностей получателей социальных услуг»

В январе 2020 г. завершен бережливый проект, в результате которого удалось оптимизировать работу прачечной и сократить время протекания процесса стирки на 33%.

Ежедневно на прачечную поступает от 800 до 1200 кг белья, что предполагает максимальную загруженность оборудования и персонала.

До внедрения новых решений обработка всего объема поступающего на прачечную белья занимала от 8 до 11 часов, что выходило за пределы рабочего дня операторов стиральных машин.

Процесс стирки является одним из наиболее значимым, так как для стационарного социального учреждения поддержание гигиенического порядка является одной из первостепенных задач.

 В ходе реализации проекта приобретен и установлен гладильный каландр, приобретены новые утюги с парогенераторами, вертикальный отпариватель, гладильные доски, тележки для перевозки белья, утверждена стандартная операционная карта (СОК) по работе с гладильным каландром, проведено обучение персонала прачечной новым приемам и методам работы.

Учреждение участвовало в Конкурсе лучших практик внедрения бережливых технологий в деятельность учреждений социального обслуживания области с бережливым проектом «Оптимизация процесса стирки нательного белья, одежды и постельных принадлежностей получателей социальных услуг». По результатам конкурса указанный проект занял почетное второе место.

«Оптимизация процесса формирования личных дел получателей социальных услуг»

Выбор процесса, который был оптимизирован в рамках очередного бережливого проекта был обусловлен целым рядом факторов.

При поступлении в стационарное учреждение на каждого получателя социальных услуг формируется личное дело. От качества и полноты формирования личных дел получателей услуг зависит дальнейшая работа с документацией 385 граждан, формирование корректной информации для внесения в регистр получателей социальных услуг.

Процесс формирования личных дел является трудоемким, задействует 4 сотрудников из различных служб. Зачастую личное дело не удается полностью сформировать в день прибытия получателя услуг, так как это занимает до 610 минут рабочего времени.

Внедрив предложенные проектом улучшения, были достигнуты существенные результаты - повышение качества и полноты формирования личных дел, упрощение дальнейшей работы с документацией получателей услуг, экономия временных затрат сотрудников. Теперь длительность всего процесса оформления личного дела не превышает 180 мин, что составляет 50% от начального показателя. Количество задействованных сотрудников сократилось в 2 раза.

В рамках реализации проекта разработаны СОК по приему документов для формирования личного дела и СОП по формированию личного дела при поступлении получателя услуг в учреждение, оборудовано отдельное помещение для хранения личных дел, создана электронная база личных дел получателей социальных услуг.

«Оптимизация процесса подготовки отчетов о хранении, использовании и управлении имуществом подопечных»

Ежегодно в органы опеки и попечительство сдается от  375-390 отчетов о хранении, использовании и управлении имуществом подопечных.

Процесс является трудоемким и длительным, зачастую нарушаются сроки сдачи отчетности в органы опеки и попечительства. При наличии ошибок отчет формируется повторно.

Учитывая имеющиеся проблемы, было принято решение оптимизировать процесс подготовки отчетов в органы опеки и попечительства, в соответствии с утвержденной нормативно-правовой базой.

По итогам реализации проекта были достигнуты результаты:

  1. Повышение качества подготовки отчетов
  2. Уменьшение бумажного документооборота, экономия бумаги (8 пачек в год 250 х 8=1000 руб.), заправка картриджа (1 картридж – 300 рублей).
  3. Совершенствование электронного документооборота.
  4. Согласно проведенному анкетированию процессом подготовки отчетов удовлетворены 70% сотрудников.
  5. К январю 2021 г. время процесса подготовки отчетной документации в органы опеки и попечительства сократилось на 50%.

«Оптимизация процесса дезинфекции помещений посредством применения бактерицидных ламп»

 В условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки организация процесса дезинфекции в стационарных учреждениях социальной защиты населения является особенно актуальной.

Для проведения ежедневной дезинфекции в помещениях используют бактерицидные облучатели рециркуляторы - устройства, содержащее в качестве источника излучения бактерицидную лампу и предназначенные для обеззараживания воздушной среды и поверхностей с целью создания условий для предотвращения распространения возбудителей инфекционных болезней.

В отделениях для проживания получателей социальных услуг используются передвижные  бактерицидные облучатели закрытого типа, которые разрешены к применению в присутствии людей.

Опрос сотрудников показал низкую степень удовлетворённости персонала процессом организации дезинфекции.

Необходимо организовать эффективное использование имеющихся бактерицидных рециркуляторов в имеющихся помещениях за единицу времени, обеспечивать безопасную и эффективную эксплуатацию ультрафиолетовых бактерицидных установок и бактерицидных облучателей и выполнение требований действующих санитарных норм.

Факт проведения дезинфекции необходимо отражать документально, формы журналов не утверждены.

Для достижения поставленных задач в 2021 г. был инициирован очередной бережливый проект -  «Оптимизация процесса дезинфекции помещений посредством применения бактерицидных ламп».

В ходе реализации проекта были достигнуты поставленные задачи:

  1. Утверждена программа инструктажа дежурного персонала по правилам безопасности при работе с ультрафиолетовой бактерицидной установкой
  2. Разработана СОП по проведению дезинфекции посредством применения бактерицидных ламп
  3. Разработана СОК по использованию бактерицидного рециркулятора
  4. Разработана форма контрольного листа для рециркуляторов без электронных счетчиков
  5. Утверждена форма журнала регистрации и контроля ультрафиолетовой бактерицидной установки
Полезные ссылки